Новости
5 мая 2018, 06:02

Сценарист из Реутова Николай Куликов рассказал о работе над фильмом «Движение вверх»

РЕУТОВ. 04 мая. IN-REUTOV.RU - Газета «Реут» провела опрос в социальных сетях и узнала, какой из отечественных полнометражных фильмов, показанных в кинотеатрах в 2017-2018 году, понравился нашим читателям больше всего. С большим отрывом в голосовании победил фильм «Движение вверх». Мы подготовили для наших читателей особенный сюрприз: интервью со сценаристом картины Николаем Куликовым. Николай родом из Реутова. Он работал над такими известными фильмами, как «Легенда №17», «Экипаж», «Я худею».

- Николай, расскажите, как вы стали сценаристом?

- Я учился на факультете журналистики МГУ, на кафедре литературно-художественной критики. И очень любил кино. Мой приятель работал в рекламном агентстве. Как-то он мне говорит: «А давай напишем сценарий рекламного ролика!» Я отвечаю: «Я не знаю, как это делать, поэтому, конечно, давай!» Мы прочли кое-какие книги по драматургии, например, «Морфологию волшебной сказки» Владимира Проппа. И обнаружили, что в любой сказке есть определенные элементы. Например, обретение волшебного средства, встреча помощника, узнавание, разлука и так далее. И мы сделали сценарий для рекламы коньяка «Старый город», где закадровый текст ролика, по сути, цитировал оглавление книги по драматургии, которое мы немного сократили.

В ролике снималась Рената Литвинова. Она вставала с кровати, шла к окну, смотрела в него, и звучали слова: «Коньяк «Старый город». Как в кино». Это был первый мой слоган, я им очень гордился. За это дело нам заплатили, и мы подумали: «Теперь мы – сценаристы». Написали еще несколько рекламных роликов, потом скетчи, одно потянуло за собой другое… Вот так я и начал работать.

Фрагмент из фильма "Движение вверх"

- Как от рекламного ролика вы дошли до полнометражного кино, которое показывают в кинотеатре?

- Я просто всем хотел помочь. Когда знакомый режиссер говорил: «Слушай, мне надо написать короткометражку», - я соглашался. Потом соглашался переписать сценарий. Когда ты «заточен» на то, чтобы не себя выражать, а делать хорошо другим, карьера идет. Поработал с одним человеком, он тебя отметил, а когда начал другой проект – снова позвал тебя. И постепенно тебе предлагают что-то написать всё чаще. И когда я на что-то соглашался – получалось что-то действительно стоящее. Поэтому я считаю себя очень удачливым человеком.

Обсуждение съемок фильма "Я худею"

- То есть многое зависит именно от удачи?

- Да. Я одно время занимался импровизационной комедией, в ней есть один важный принцип: всегда появляйся вовремя. На сцене, на репетиции, везде. Я следовал этому принципу, поэтому встречал нужных людей, вовремя отправлял тексты и так далее. Когда ты позитивно откликаешься на вызовы судьбы, она в ответ щедра с тобой. Наверное, в этом и удача. Мне попались нужные книги, приятные люди, с которыми было интересно, мне предлагали проекты, которые мне нравились, и они потом становились хитами. Конечно, тут многое зависит от везения. Я этого не стесняюсь. Если вдруг мое «уникальное торговое предложение» в том, что я везучий – значит, надо это «обналичивать».

- Можете ли выделить какой-то фильм, над которым особенно понравилось работать?

- В каждом новом сценарии я ставил себе какие-то новые задачи, определенный вызов – сделать то, что я ещё не делал. И когда это вдруг реализовывалось, я был счастлив безмерно.

Например, «Движение вверх» - многоперсонажный фильм, где у каждого была своя маленькая линия, арка, и они в конце драматично сошлись. При этом по структуре это абсолютно американское кино, но с нашими родными чувствами и смыслами. Я хотел срастить это, и когда это всё выстрелило, я ощутил, что два года жил не зря.

Картину «Я худею» мы сделали абсолютно женским кино, подошли к этому со всей любовью, вниманием и тщательностью. Мы по-настоящему захотели услышать женщин и сделать максимально честное кино для них. В России мужчины-авторы редко так подходят к подобным темам для девушек. А наш фильм стал хитом. Приятно, что наши ценности в итоге выигрывают. Они очень простые: честность, развлечение, созидание. Мы хотели легко говорить о сложных, болезненных вещах.

Сейчас мы вместе с Костей Майером и Лёшей Нужным, с которыми мы делали «Я худею», работаем над сериалом «Толя-робот». Это будет история про парня с инвалидностью, у него ампутация ниже коленей и локтевых суставов. Вроде бы тема сложная, болезненная, но это будет светлая комедия о том, как он получает бионические протезы и становится самым живым и позитивным человеком у себя в городе. Его играет Александр Паль. И нам кажется, что еще никогда и никто в России о людях с ограниченными возможностями не говорил таким тоном: с любовью, иронией и очень легко. Посмотрим, что получится в итоге, но пока нам нравится, как мы балансируем между драмой и комедией, при этом не скатываемся в артхаус или глупое «комикование».

Съемки фильма "Движение вверх"

- Вы работаете над полнометражными фильмами, и сейчас пишете сценарий для сериала. С вашей точки зрения справедливо ли сравнивать эти два жанра, например, по популярности, аудитории?

- Кто хочет – пусть сравнивает, меня подобные вопросы не волнуют. С профессиональной точки зрения мне кино понятнее, мне нравится его компактность. Cериал дается несколько тяжелее, но в этом есть и его прелесть: он сложнее, надо теперь оседлать и этого зверя.

- Нет ли ощущения в работе, что вы – «серый кардинал»? Ведь люди больше знают актеров и режиссера, нежели сценариста…

- В этом словосочетании есть некое упоение властью, а у сценариста, как мне кажется, ее нет вообще. Наверное, сценаристы, которые переживают не самые удачные периоды своей жизни, так думают: «Да, меня режут, не снимают мои сценарии, присылают кучу правок, но зато я серый кардинал!» (смеется). Возможно, кого-то такая мысль утешает, но я так не думаю. Я всегда на виду, работаю с режиссером, съемочной группой, продюсерами, вовлечен в процесс. А то, что потом зрители знают только актеров или иногда режиссера - это особенность нашей профессии, только и всего. Я отношусь к этому спокойно.

Фрагмент из фильма "Легенда №17"

- Профессия сценариста сегодня становится все популярнее среди других литературных профессий. Многие не прочь попробовать, полагая, что написать сценарий легче чем, например, роман. Как вы к этому относитесь?

- Некоторые думают, что и государством управлять просто, и в сборной России по футболу играть тоже легко. Но мне нравится, что люди полагают, будто быть сценаристом – несложно. Это значит, что профессия привлечет больше кадров. Комик Стив Мартин говорил: «В самом начале я обладал очень важной чертой начинающего артиста – абсолютной наивностью».

Именно это тотальное непонимание, насколько ты не подходишь выбранной профессии, очень важно. И только когда ты уже постигаешь какое-то дело, ты постепенно приходишь к пониманию, насколько же ты не разбирался в нем в самом начале! Именно этот щит необразованности, на самом деле, нужен. Ведь если б человек знал, как будет трудно, он бы не пошел в эту реку.

- Хотелось бы остановиться немного подробнее на фильме «Движение вверх». Была ли какая-то специфика, возможно, приходилось пробовать что-то в баскетболе самому? Или необходимости в этом не было?

- Когда продюсер Леонид Верещагин рассказал, что там может быть, какие события, движения персонажей, я увидел классную драму, которой я загорелся. Потом просто смотрел материалы, читать литературу, нашу и американскую, чтобы набрал фактуры. Чтобы понять баскетболиста, мне необязательно идти на площадку и кидать мяч, хотя некоторые любят погружаться в историю именно так.

- Если вам предложат еще одну спортивную историю – вы «за»?

- У меня уже другие планы. Хватит в моей жизни спорта, есть много других тем, о которых ещё не снято классного кино. Например, алкоголизм, инвалидность, борьба c лесными пожарами – над этими темамы мы сейчас работаем.

Фрагмент из фильма "Экипаж"

- Вы сравнивали российские и, например, американские полнометражные картины, те, которые идут в кинотеатрах? Как выглядят наши фильмы на фоне иностранных?

- Мы соперничаем с огромной индустрией, которая вытягивает творческие ресурсы со всего мира, потому что у них больше аудитория, теоретическая, техническая, интеллектуальная база, больше сил, талантов. И мы занимаем около 30 процентов от их фильмов в кинопрокате России! Пока это хороший результат. Какой американский фильм в российском прокате за последнее время заработал три миллиарда рублей? Так что в отечественной киноиндустрии все нормально, просто нам надо немного больше времени. Через 10 лет у нас будет совсем другой кинематограф.

Николай Куликов периодически появляется в эпизодах кинокартин

- Какие фильмы вы сами любите, возможно, можете что-то порекомендовать зрителям?

- Я могу сказать, какие фильмы я смотрел чаще всего. Например, почти всё, где снимается Уилл Фаррелл. Я часто пересматриваю «Телеведущего», первую и вторую части. Мне кажется, это блистательная сатира, погружение в мир СМИ и идеологических, ценностных манипуляций, рассказанное очень простым языком с яркими персонажами. Мне нравится «Одиннадцать друзей Оушена» - замечательный фильм о мужской дружбе, который я смотрел, кажется, сотни раз.

Люблю вестерны, где мужчины в шляпах скачут на конях и стреляют из револьверов под палящим солнцем. Мне нравится современное корейское и гонконгское кино, в котором люди в пиджаках и галстуках дерутся друг с другом и иногда говорят о дружбе. Вообще, я каждую неделю смотрю что-то новое, и мне этого мало. Из-за большого количества работы времени не остается. Но я стараюсь наверстывать.

- Поговорим о другом направлении вашего творчества – о стендапе. Как вы начали работать в нем, где вас можно увидеть и услышать?

- Давным-давно я увидел стендап Эдди Иззарда – это потрясающий британский комик, который выступал в женских одеждах и мейкапе, а на выступлениях говорил о религии, древних цивилизациях, белках, покупках в супермаркете и других самых неожиданных темах. И все это у него переплеталось в восхитительный, сияющий, интересный мир, который полон разных странностей, глупых страстей, неожиданных сближений. Я понял: это моё!

Мне не нужен ни продюсер, ни режиссер, ни камера - я могу просто выходить к зрителю и расписывать свои галлюцинации. Это было в 2006 году. В России тогда стендапа не было, только КВН и «Камеди-клаб». Я заказал с «Амазона» книги по стендапу, выполнил все упражнения из них, пришел в клуб и сказал, что соберу полный зал. На мое первое выступление 12 июля 2007 года пришли все мои друзья и друзья друзей. И всё прошло очень круто. Редко у кого первое выступление проходит с таким триумфом.

Потом я выступал ещё восемь лет, а потом завязал. Чтобы профессионально расти, надо много ездить по России и выступать в разных городах. А поскольку страна у нас большая, то тебе приходится по сути жить в дороге и в гостиницах. Это уже не для меня. Я люблю сидеть на берегу моря и сочинять. Поэтому я сосредоточился на работе сценариста.

- Есть ли другие творческие направления, в которых вы хотели бы попробовать себя?

- Я хотел бы стать звездой рок-н-ролла. Если у меня вдруг закончатся идеи для кино или настанет слишком высокая конкуренция в профессии сценариста, я куплю себе гитару и драм-машину. И буду собирать стадионы, как Coldplay или The Prodigy. Как видите, нужная степень наивности у меня уже имеется.

Беседовала Инна ЮДИНА

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg